Вкус и запах
К пищевым продуктам предъявляются жесткие требования по вкусу и запаху. Эти требования называются органолептикой и описывают действие продукта на органы обоняния и осязания. Продукт должен быть вкусным и приятно пахнуть. Производители заботятся о том, чтобы основа обладала приятными органолептическими свойствами и при этом обеспечивала стабильность активных компонентов рецептуры. Никакого прогорклого или другого неприятного вкуса или запаха не допускается. Во всем мире это условие неукоснительно выполняется и никогда не снимается никакими аргументами полезности. Роль запахов в жизни человека огромна. В механизме, формирующем привлекательность человека, запахи имеют первостепенное значение. Еще древние заметили, что поевший некоторых пряностей человек становится более привлекательным. Он, словно цветок, источает приятный запах, который манит к нему людей. Такое свойство некоторых запахов называется аттрактивным, т.е. приворотным. Некоторые вещества растений, обладающие приятным запахом, накапливаются в крови человека и кровотоком заносятся в выделительную систему: в легкие и кожный покров. Потовые железы и легочные альвеолы выбрасывают их наружу. От человека струится приятный аромат, который ещё и полезен для его здоровья, потому что, обычно, это эфирные масла, токсичные для микроорганизмов. Как показывает наука аромотерапия, запахи могут моделировать поведение и настроение, а некоторые вещества оказывают просто мистические действия на психику человека. Они коренным образом влияют на его поведение и на поведение окружающих. Они усиливают чувство доброты, материнства, заботу о ближнем или, наоборот, генерируют нетерпимость и агрессивность. Они способны повышать настроение, привлекать и располагать к себе, обостряют восприятие запахов, вкуса, цвета, усиливают умственную деятельность, повышают либидо у собеседника. Классическим примером этого может служить Жозефина, первая жена французкого императора Наполеона I. Возвращаясь после длительного отсутствия, Наполеон письмом предупреждал её: «Не мойся: я еду.» Это не означало, что император был извращенцем, а говорило о том, что кожа Жозефины обладала удивительной способностью источать особо возбуждающие ароматы, которые на время пропадали, если она мылась. Запахи, как привлекают, так и отталкивают. Это можно сказать о дурно пахнущей пище. Если ей питаться, то и вам будут присущи такие же запахи: ваша выделительная система начнет источать альдегиды, кетоны, меркаптаны. И от вас люди начнут шарахаться, как от ведра с отходами. Т.е. будут усиливаться нетерпимость и агрессивность окружающих, потому что вы становитесь опасными для них. Когда говорят, что вы едите, то из себя и представляете. Это говорят не просто так. Наше тело вырабатывает запахи, которые формируются из поедаемой нами пищи. Пищевой продукт не должен внушать отвращения и вызывать рвотный рефлекс. Пища должна вызывать желание принимать её снова и снова. Не попадитесь в ловушку: вкус и запах субъективны. Это нашим рецепторам они могут быть приятны, потому что для нас безвредны и даже полезны. А вот птицам, например, анисовые семена ядовиты, поэтому, вряд ли, их запах им приятен и наоборот. Здесь нужно во время и четко различать подсказки природы. Иначе можно попасть в беду. Горечь может быть приятной и полезной, но если она вызывает жгучий, неприятный, долго не проходящий эффект, сопровождающийся обильным слюноотделением, тошнотой или рвотой – даже не сомневайтесь, что для вас это яд. Вкусовые рецепторы не обманывают вас. Наука утверждает, что если к продукту есть отвращение из-за вкуса или запаха, это означает, что предварительная проба нервной системы с помощью вкусовых и обонятельных анализаторов показывает опасность данного продукта для организма, который сопротивляется её приему. Насилие над организмом под контролем врача могут делать только лекарства, а не пища.